Каутилья, трактат об управлении, но другого человека, другого времени, другой земли.
<...>Я вам помогу их привести в порядок, но только выполните
следующую за сим просьбу добросовестно, как только можно, - не так, как
привыкла исполнять ваш брат - страстная женщина, которая из десяти слов
восемь пропустит и ответит только на два, затем что они пришлись ей
как-нибудь по сердцу, но так, как наш брат - холодный, бесстрастный мужчина,
или, лучше, как деловой, толковый чиновник, который, ничего не принимая
особенно к своему сердцу, отвечает ровно на все пункты.
Вы должны ради меня начать вновь рассмотрение вашего губернского
города. Во-первых, вы мне должны назвать все главные лица в городе по
именам, отчествам и фамилиям, всех чиновников до единого. Мне это нужно. Я
должен быть им так же другом, как вы сами должны быть другом им всем без
исключенья. Во-вторых, вы должны мне написать, в чем именно должность
каждого. Все это вы должны узнать лично от них самих, а не кого-либо
другого. Разговорившись со всяким, вы должны спросить его, в чем состоит его
должность, чтобы он назвал вам все ее предметы и означил ее пределы. Это
будет первый вопрос. Потом попросите его, чтобы он изъяснил вам, чем именно
и сколько в этой должности, под условием нынешних обстоятельств, можно
сделать добра. Это будет второй вопрос. Потом, что именно и сколько в этой
же самой должности можно наделать зла. Это будет третий вопрос.
Потом на той же страничке, насупротив того же места или на другом лоскутке бумаги -
ваши собственные замечания, что вы заметили о каждом господине в особенности, что
говорят о нем другие, словом - все, что можно прибавить о нем со стороны.
<...>
Итак, узнайте об них обо всех в подробности. Одну сторону
этого дела вы узнаете от священников, другую от полицмейстера, если
потрудитесь с ним хорошенько разговориться об этом предмете, третью сторону
узнаете от них самих, если не побрезгуете разговориться с которым -нибудь из
них, хотя при выходе из церкви в воскресный день. Все забранные сведения
послужат к тому, что очертят перед вами примерный образ мещанина и купца,
чем он должен быть на самом деле;
<...>